велосипедное колесо

Велосипедное колесо

Велосипедное колесо

Велосипедное колесо – является одним из основных элементов велосипеда. Прежде всего, оно принимает на себя не только удары от поверхности земли, но и «берет» на себя нагрузку от веса райдера или его багажа. Вдобавок, влияет на скоростные характеристики велосипеда. Более того, способствует уверенному и комфортному управлению велосипедом.

В этой статье мы поговорим о велосипедных колесах, которые устанавливают на бюджетные велосипеды. Прежде всего, речь пойдет о параметрах велосипедных колес. Вдобавок, объясним благодаря каким факторам достигается идеально ровное колесо. И, также покажем, как на новом велосипеде определить ровные у него колеса или нет.

Для тех, кто не любит читать статьи, может посмотреть наше видео «Велосипедное колесо».

1. Восьмерка колеса

Итак, начнем, первым параметром, и, пожалуй, самым известным является «восьмерка» колеса. Как многие уже догадались, это боковое биение колеса как в правую, так и левую сторону. То есть, это деформация обода относительно его вертикальной плоскости.

Проверить если ли восьмерка на колесе достаточно просто. Прежде всего, для этого необходимо переднюю, либо заднюю часть велосипеда. И, после этого прокрутить переднее или заднее колесо.

В результате, если покрышка будет отклоняться от центра вправо или влево, то на таком колесе есть восьмерка. Чтобы более точно понять насколько она большая необходимо зафиксировать какой-нибудь предмет. К примеру, пластиковый хомут. Если проверяете переднее колесо, то закрепляете его на вилке велосипеда. Если проверяете заднее – то, на верхнем пере рамы велосипеда. Таким образом, вы визуально сможете увидеть если боковое биение или нет.

Изначально новые колеса выравнивают с помощью специальных станков. Такие станки называют – станки для спицевания колес. Поскольку, собираются колеса в основном на скорость, то говорить об их идеальных параметрах не приходиться. Более того, у большинства бюджетных брендов сотрудники получают за такую работу «копейки». В итоге, получается колесо, которому очень далеко до идеала. Однако, даже у идеально собранных колес (которые собираются веломеханиками в специальных мастерских) могут быть небольшие восьмерки. Так как, у каждого параметра есть свои допуски (погрешности, отклонения). Таким образом, если на колесе восьмерка не превышает 0,5 мм, то такое колесо считается ровным. И такое отклонение допускается.

На каких велосипедах данный показатель наиболее заметен

Напоследок, стоит отметить то, что многие велосипедисты ездят с восьмерками и даже не замечают этого. Вдобавок, практически на всех бюджетных велосипедах изначально на колесах присутствуют восьмерки. Более того, на велосипедах, оснащенных дисковыми тормозами данный показатель не так критичен, как для велосипедов с ободными тормозами. Поскольку, торможение никак не связано с деформацией обода. Калипер находится на вилке, либо раме велосипеда, а роторы закреплены на втулках. В результате, даже при больших восьмерках тормоза будут работать.

Однако, для велосипедов с ободными тормозами даже небольшое биение приводит к ухудшению вращения колеса. Более того, может привезти к его полной остановке. Ведь, об обод начинает тереться одна из колодок, которая собственно и останавливает колесо. Приходится либо отодвигать колодки, что приводит к ухудшению торможения. Либо выравнивать обод, но этот вариант более сложный и занимает больше времени.

2. «Яйцо» Вертикальное биение

Вторым параметром является вертикальное биение, его также называют «яйцом». Поскольку, оно напоминает форму овала или яйца. Визуально, на новом велосипеде «яйцо» сложно заметить. Так как, для этого необходимо снять покрышку и камеру. Возникает вертикальное биение при неправильной сборке велосипеда, либо же впоследствии сильного удара.

Этот параметр также имеет свои допуски. В результате, если «яйцо» у нового колеса не превышает 1 мм, то такое колесо считается ровным. Стоит также добавить тот факт, что «яйцо» гораздо сложнее выровнять на колесе. Особенно в процессе его эксплуатации. То есть, после того как колесо уже «ощутило» на себе все прелести наших дорог. Поэтому, при сильных ударах, зачастую, приходится менять обода. Так как выровнять натяжением спиц уже не получается.

3. Горизонтальная центровка. Зонт.

Простыми словами зонт показывает в каком положении находится велосипедное колесо относительно центра рамы или вилки. То есть, если взять для примера переднее колесо на велосипеде, то сразу можно понять расположено оно по центру или смещено в правую, либо левую сторону. Следовательно, зазоры с обеих сторон от покрышки до вилки должны быть одинаковыми.

Для измерения «зонта» существует специальный инструмент, который называется «Зонтомер». С помощью него измеряется горизонтальная центровка. На многих профессиональный станках для спицовки колес, он собственно и не нужен. Поскольку, все три параметра там откалиброваны и колесо при выравнивании получается ровным. Однако, на недорогих станках и тем более, самодельных станках такой инструмент необходим.

Очень часто на бюджетных велосипедах можно встретить то, что переднее колесо смещено в одну сторону, а заднее – в другую. Как правило, начинающие велосипедисты даже не обращают на это никакого внимания. Однако, это первый показатель того, что колесо было собрано неправильно.
Таким образом, все вышеперечисленные параметры влияют на его геометрию колеса. И, в принципе, не учитывая 4 параметр, а настраивая только восьмерку, яйцо и зонт можно сделать ровное колесо. Однако, в таком случае ровным долго оно не будет. Поскольку, после даже первой поездки могут появится деформации обода. Именно поэтому, при сборке новых колес важен следующий параметр.

4. Величина натяжения спиц. Тензометр.

Величина натяжения спиц измеряется при помощи специального инструмента, который называется тензометр. Именно правильное натяжение спиц влияет на прочность и жесткость колеса. И, как следствие, на его срок службы.

Во-первых, при сборке большинства новых колес у бюджетных велосипедов, этот параметр никак не проверяется и не учитывается. Исключением лишь являются те заводы, у которых процесс сборки колес автоматизирован. То есть, колеса собираются на специальных станках, а не вручную. Однако, такие велосипеды среди аналогов у конкурентов, имеют большую стоимость. Во-вторых, сборка колес вручную направленна на скорость. То есть, приоритетом в данном случае является максимальное количество собранных колес за короткий промежуток времени. В результате, новые колеса получаются кривыми. И, в процессе эксплуатации их геометрия еще более ухудшается. В-третьих, за данную работу сборщики колес получают «копейки». В итоге, нет никакого стимула тратить время на качество.

В результате, на выходе имеем велосипедное колесо, которое имеет самые дешевые детали. И, вдобавок, имеет низкое качество сборки. Однако, большинство катается именно на таких колесах и особо «не заморачиваются» по этому поводу.

Допуски натяжения спиц

У параметра «натяжение спиц» также есть свои допуски. Во-первых, натяжение не должно превышать ±20% от среднего значения. То есть, на одной стороне колеса допускается отклонение ±20% от среднего значения всех спиц. К примеру, если втулка и обод имеют по 36 отверстий, то среднее значение из 18 спиц. Во-вторых, натяжение спиц (в большинстве случаев) не должно превышать 120 кг/с. У брендовых производителей есть рекомендуемы значения натяжения и обычно ограничением является именно показатель в 120 кг. У дешевых китайских ободах и спицах, в идеале, натяжение должно быть чуть ниже. В-третьих, качество ободов и спиц также влияют на этот показатель.

Поскольку, зачастую, вписаться в пределы натяжения не получается из-за начальной кривизны обода. Именно поэтому один обод может стоить 7 долларов, а другой свыше 100. Внешне они будут походи. А вот по качеству материалов, изготовлению и геометрии иметь существенные различия.

Существуют специальные диаграммы, которые строят на основе показателей тензометра. Если кому-то они будут интересны, в вышеуказанном видеообзоре, вы сможете посмотреть их примеры.

Вывод

Велосипедное колесо, каким бы простым на первый взгляд оно не показалось имеет массу характеристик. Геометрия, прочность, качество материалов и качество сборки влияют, прежде всего, на конечную стоимость велосипеда. В бюджетном сегменте, как правило, пытаются на всем сэкономить. В итоге, получается, что втулки, обода, спицы, камеры, покрышки ставятся самые дешевые. Вдобавок, сборщикам ставят целью массовость, а не качество. Ведь, чтобы собрать идеально ровное колесо, потребуется немало времени. А, поскольку, за одно колесо платят «копейки», то сборщики создают лишь видимость ровного колеса. Зачастую, при этом, не имея специального оборудования или инструмента.
Именно поэтому, необходимо учитывать такие моменты при покупке нового бюджетного велосипеда. Ведь такие велосипеды имеют значительно меньшую стоимость, по сравнению с такими производителями как Cube, Merida, Cannondale… Более того, это касается не только колес но и остальных деталей велосипеда.

Велосипедная втулка
Часть 7 — Велосипедная втулка
ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Велосипедное колесо
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ