Выбор велосипедной рамы

Часть 3 — Выбор велосипедной рамы

Часть 3 — Выбор велосипедной рамы

Часть 3 — Выбор велосипедной рамы. Продолжаем знакомиться с особенностями бюджетных велосипедов. В предыдущей статье мы рассмотрели наиболее популярные «Виды велосипедов«, которые присутствуют в бюджетном сегменте. Теперь же приступим непосредственно к конструкции. Самой главной частью любого велосипеда является его рама. Именно поэтому на нее, при покупке нового велосипеда, стоит обратить особое внимание.

Размер велосипедных рам

В советские годы, выбрать велосипед было гораздо проще. Поскольку, существовало не так много вариантов. Огромное количество было городских велосипедов с 28 дюймовыми колесами. Чуть реже встречались «Салюты» с меньшими колесами (37-533 мм). И еще реже, раскладные модели с маленькими 20-ти дюймовыми колесами. Детских моделей также было единицы. В результате, в большинстве случаев покупались те модели, которые завозились в магазины. На сегодняшний же день, нет таких проблем с выбором велосипедов. Более того, геометрия рам велосипедов существенно изменилась за последние 30 лет. И это касается не только горных, но и городских моделей.

Прежде всего, каждая рама велосипеда имеет свой размер. Соответственно, выбор рамы, в первую очередь, зависит от роста человека, которому покупается велосипед. Существует множество теоретических материалов по этой теме и есть множество формул. Однако, постараемся упростить теорию и объяснить ее более простыми словами. Для этого воспользуемся данной таблицей:

.

Итак, начнем с детских велосипедов. Детские модели, в отличие от взрослых, выбирают по размеру колес. В настоящее время, первым велосипедом у ребенка является трех-колесный велосипед с родительской ручкой. Как правило, переднее колесо у него имеет размер 12 дюймов, а двое задних — 10 дюймов. Такой велосипед является «промежуточным», между детской коляской и двух-колесным вариантом. Поскольку, в большинстве случаев, ребенка возят их родители, до того момента, пока он не подрастет. Позже, родители покупают двух-колесный велосипед с дополнительными боковыми колесами.

Выбор велосипедной рамы детских велосипедов

Наиболее популярным размером, для первого двух-колесного велосипеда, является размер колес — 16 дюймов. Он подходит для ребенка ростом от 100 до 115 см. Если же рост ребенка меньше выбирают 14-ти дюймовые колеса. В таблице такого размера нет, однако такие велосипеды присутствуют на рынках в большом количестве. Иногда «первым» становится велосипед с 20-ти дюймовыми колесами. Он подходит на рост от 115 до 130 см. Бывают случаи когда такой размер выбирают для детей возрастом 6 лет. Чтобы цифры не были «сухими» обратим ваше внимание на один факт. Есть множество раскладных велосипедов с 20-ти дюймовыми колесами, это могут быть как советские модели, к примеру «Десна», так и более современные. Так вот, довольно часто можно встретить взрослых людей (к примеру, с ростом 170 см), которые катаются на таких велосипедах. При этом руль и седло поднимают на максимальный уровень. В результате, 130 см — это рекомендуемый предел, который будет зависеть, прежде всего, от технических характеристик детского велосипеда.

Зачастую родители покупают велосипед «на вырост», считая такую покупку наиболее оптимальной. Однако, в таком случае родители пренебрегают некоторыми показателями. Во-первых, это комфортная посадка ребенка. Ребенок (сидя на сидении) должен уверенно доставать ногами до земли и желательно полной стопой, а не только носками. Вдобавок, у него должно быть достаточно сил для управления своим велосипедом. Таким образом, он будет чувствовать себя гораздо безопасней и комфортней. Во-вторых, контроль в управлении велосипедом. Велосипед не должен быть слишком большим. Оденьте на себя кроссовки, которые на два размера больше и попробуйте пробежаться. Первое, что вы почувствуете — это дискомфорт. Так и тут, порой большой велосипед вызывает у ребенка страх и отбивает любое желание покататься на нем. Для ребенка главное — получить удовольствие от езды на велосипеде.

Подростковые велосипеды

Подростковыми считают велосипеды с 24-дюймовыми колесами. Однако, в отличие от детских моделей, тут нужно учитывать и размер рамы. Такие велосипеды не комплектуются дополнительными боковыми колесами. Поскольку, в большинстве случаев, дети уже с уверенностью катаются на двухколесных моделях. Более того, есть множество многоскоростных моделей, которые отличаются от взрослых велосипедов лишь размерами колес. Кроме подростковых моделей встречаются складные городские велосипеды, которые также подходят под определенный рост человека.

Размер рам для подростковых и складных велосипедов с колесами 24 дюйма:

  1. 13″ — рост от 130 до 145 см;
  2. 14″ — рост от 135 до 155 см;
  3. 15″ — рост от 145 до 160 см.
  4. складные модели — рост от 140 до 180 см

Так как это подростковый велосипед, то немаловажным является один нюанс. При полной посадке на седло, подросток должен уверенно становится полной стопой на землю. В таком возрасте, в первую очередь, важен контроль и безопасность при езде. Иногда родители покупают подростковый велосипед для 8-ми или даже 7-ми летних детей. С одной стороны, дети могут достичь такого роста, но с другой — в таком возрасте у них недостаточно сил и опыта для управления таким большим велосипедом. В результате, у некоторых детей, особенно у тех которые не имеют «боевой» характер, происходит разочарование в таком подарке. Велосипед не должен пылиться в кладовке и ждать своего времени, ребенок должен с удовольствием кататься на нем. Учтите этот момент при покупке!

Складные модели с колесами 24″ являются универсальными. Поскольку, позволяют кататься не только ребенку, но и взрослому. Они гораздо проще в конструкции, чем современные модели подростковых велосипедов. В итоге, требуют к себе меньшего внимания и финансовых вложений.

Выбор велосипедной рамы взрослых велосипедов

Городские модели велосипеды

Выбор велосипедной рамы городской модели значительно проще, в отличие от других видов. Поскольку, их модельный ряд не такой и большой. В основном выпускают модели с 26 и 28 дюймовыми колесами. Также отличием является геометрия рамы. Есть модели с мужской (классической) и женской геометрией рамы. Женские модели — это велосипеды, у которых верхняя труба рамы либо максимально занижена и идет параллельно нижней, либо убирается вовсе. Таким образом, можно кататься в абсолютно любой одежде. Вдобавок, сесть на седло такого велосипеда значительно проще и не составит больших усилий даже для пожилых людей. Руль и седло в городских моделях можно поднять и опустить. В результате, один велосипед можно использовать всей семьей.

Горные модели велосипедов

Бюджетные модели «горных» велосипедов начинаются с размера рамы 15 дюймов, что соответствует росту от 145 до 160 см. Чем больше рама, тем выше рост человека:

  1. 16″ — 150 -165 см;
  2. 17″ — 156 — 170 см;
  3. 18″ — 165 — 178 см;
  4. 19″ — 170 — 180 см;
  5. 20″ — 178 — 185 см.

Существуют рамы и большего размера, однако в бюджетном сегменте размер 20″ является максимальным. На практике велосипед с 19-20″ рамой и 26 дюймовыми колесами прекрасно подходит для человека ростом до 185 см (включительно). Если рост больше выбирают размер колес 27,5″ либо 29″ (найнеры).

При выборе горного велосипеда, многие рекомендуют измерять размер между верхней трубой рамы и промежностью человека, который должен быть в пределах 10-12 см. То есть, когда вы пришли в магазин и выбрали наиболее понравившийся вам велосипед, сделайте несколько шагов:

  1. Встаньте так, чтобы рама велосипеда находилась между ног;
  2. Далее, прикоснитесь спиной к передней части седла;
  3. Вставьте вашу ладонь между рамой и промежностью.

Если ладонь влазит в этот промежуток, то данный размер велосипеда подходит для вас. Если же ладонь не влазить, то рама велосипеда слишком большая и нужно выбирать модель с меньшей рамой. Этот параметр отвечает, прежде всего, за безопасность велосипедиста. Случаи того, что вы соскочите на раму, крайне редки, однако вероятность существует. Зачастую, это происходит при экстренном торможении и в таких случаях, правильно подобранный размер рамы существенно выручает.

Правильная посадка

Однако безопасность не является главным фактором. Более значительным является ваше здоровье, а именно здоровье коленных суставов. Поэтому обязательно нужно настроить правильную посадку. Делается это довольно просто и не занимает много времени. Для начала поставьте педали так, чтобы они были перпендикулярны полу. То есть, одна педаль должна быть в самом нижнем положении, а вторая, соответственно, в самом верхнем. Далее, сядьте на седло велосипеда и поставьте пятку на нижнюю педаль. В таком положении ваша нога должна быть практически прямая. Если же она «искривленная», то необходимо подымать седло, до того момента, пока нога не станет «прямой». Учтите еще один момент, седло должно быть также правильно установлено. Для этого можно воспользоваться строительным уровнем, т.е. поверхность седла необходимо выставить по уровню.

Обычно о таких (и других) нюансах должны рассказывать продавцы. Однако, из личного опыта скажу так — большинству продавцов главное спихнуть и получить деньги, все что будет дальше, является малозначительным фактором. В результате, при покупке велосипеда лучше быть подготовленным и не надеяться на добросовестность продавца.

Материалы рамы велосипеда.

Кроме размера, есть еще один немаловажный показатель — это, материал из которого изготовлена рама велосипеда. В бюджетном сегменте их два — это сталь и алюминиевый сплав (марки 6061 если верить китайцам:) ). Как один, так и другой материал имеют свои недостатки и преимущества. Сильно вдаваться в подробности не будем и опишем только основные их особенности.

Стальные рамы

Итак, начнем выбор велосипедной рамы из стали. Несколько лет назад даже по внешнему дизайну можно было определить из какого материала изготовлена его рама. Сейчас же дизайн и геометрия стальной рамы практически не уступают алюминиевым «конкурентам». Поэтому, внешний вид мы пропустим. Если задать вопрос «В чем отличие стальной рамы от алюминиевой?», то большинство ответят — стальная рама весит больше. Однако, мало кто ответит на вопрос, на сколько грамм или килограмм они отличаются (к примеру, если взять раму одного размера). И вот именно тут заключается хитрость. На самом деле вес стальной рамы не намного тяжелее, по крайней мере он не превышает 1 кг. Вдобавок, если сравнить одинаковые модели велосипедов, у которых разница будет лишь в материале рам и комплектующих, то их вес будет отличаться приблизительно на 2 кг.

Таким образом, для обычного велолюбителя вес рамы не настолько и критический показатель. Исключением являются только жители многоэтажек, которым приходится затаскивать свой байк по лестничным площадкам. На небольших расстояниях, при прогулочной езде, вы не почувствуете особой разницы.

Кроме веса, есть еще один недостаток — стальные рамы подвержены коррозии. В результате, нужен более бережный уход за лакокрасочным покрытием. Тем не менее, у стальных рам есть и свои преимущества. Главные из них — это, долговечность и ремонтопригодность. Если следить за покрытием и не позволять коррозии разрушать раму, то она прослужит достаточно долго. Вдобавок, стальную раму гораздо легче отремонтировать. Более того, если и появится трещина на раме, то она не сразу сломается. То есть у вас будет достаточно времени, для ее обнаружения и ремонта. К тому же, приварить трещину возможно даже в домашних условиях.

Еще одним плюсом стальной рамы, является тот факт, что она лучше гасит мелкие вибрации, в отличие от алюминиевых аналогов. У велосипедов с такой рамой также лучше накат. Они не боятся ударов и падений, это особенно важно для подростков. Поскольку, они очень часто бросают велоиспеды на землю или асфальт, либо же падают вместе с ними при неосторожной езде. Более того, стоимость велосипедов со стальной рамой существенно ниже. И, напоследок, для людей с большим весом, стальные рамы более предпочтительны. Следовательно, велосипеды со стальными рамами также нужно рассматривать при покупке и выборе велосипеда.

Алюминиевые рамы

Выбор велосипедной рамы из алюминиевого сплава предпочтителен для людей, которые планируют ежедневно кататься на велосипеде. Бюджетные рамы из алюминиевого сплава уступают более дорогим аналогам, не только в весе, но и технических показателях. Вдобавок, стоимость такие рамы имеют гораздо меньшую и цели у их покупателей совсем другие. Следовательно, оно не должны выдерживать экстремальных нагрузок и иметь минимальные показатели в весе. Не важно какая надпись бренда на вашем будет на вашем велосипеде. Поскольку, в большинстве случаев, они изготовлены на одном заводе в Китае. И отличаются лишь внешним дизайном и надписями.

Преимущества рам из алюминиевого сплава

Алюминиевые рамы имеют чуть меньший вес, в отличие от стальных аналогов. Однако, обладают большей жесткостью, которая не позволяет гасить мелкие вибрации при езде. Таким образом, абсолютно все «тряски» от езды по нашим дорогам принимает тело человека. В результате, приходится устанавливать хорошую вилку и амортизационный подседельный штырь. Также к преимуществам можно отнести тот факт, что такие рамы не подвержены к коррозии. То есть, вода не так страшна, как для стальных моделей.

Более того, есть еще одно преимущество, которое является более значительным для профессиональных велоспортсменов. Велосипеды с алюминиевыми рамами имеют более высокие скоростные хар-ки. За счет веса и жесткости на них легче заезжать в гору и набирать скорость.

Недостатки алюминиевых рам

Во-первых, основным недостатком является их недолговечность. Никто не скажет вам сколько прослужит такая рама. Бывают случаи, когда рама «лопается» через два года, правда решающим фактором тут является вес велосипедиста. Иногда рама служит не одно десятилетие. Все зависит, в первую очередь от эксплуатации и веса самого велосипедиста. Более того, на бюджетные модели гарантия на раму не превышает 1 год. То есть, этот момент нужно учитывать в первую очередь.

Во-вторых, сложность в ремонте. Такие рамы можно отремонтировать только с помощью специального оборудования — аргонной сварки. Вдобавок, необходимо быть специалистом в этой области. Однако, даже если и получится заварить раму, то остается большая вероятность появления трещин в других местах. Вдобавок, внешний вид заваренной рамы значительно ухудшается.

В третьих, такие рамы очень чувствительны к падениям и ударам. К тому же, последствия от удара могут проявится не сразу.

Ну и, напоследок, это их стоимость. Рамы из алюминиевого сплава 6061, который является наиболее дешевым среди остальных марок, значительно дороже стальных аналогов.

 

 

 

Часть 2 — Виды велосипедов
ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Размеры колес
Часть 4 — Размеры колес
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ