Часть 2 — Виды велосипедов

Часть 2 — Виды велосипедов

Часть 2 Виды велосипедов — продолжение статьи «Выбор велосипеда«.  Итак, в первой части, мы определились с тем, что спешить с покупкой велосипеда не стоит. Прежде всего, необходимо определиться с тем, какой тип вам необходим и для каких целей вы покупаете велосипед. Чтобы с этим разобраться, для начала, рассмотрим какие бывают велосипеды, их особенности, преимущества и недостатки.

На нашем сайте уже есть статья «Типы и виды велосипедов«, в которой описаны наиболее популярные виды велосипедов. В данной статье, я расскажу более доступно о том, какие бывают бюджетные велосипеды. Какие у них есть минусы и плюсы, и чем отличается один вид от другого.

Городские велосипеды.

Итак, начнем с самого простого вида велосипедов — городской. Этот тип очень многим знаком, более того, многие на таких велосипедах учились кататься и до сих пор на них ездят. Наиболее известные их представители — это советские велосипеды «Украина», «Минск», «Десна», «Аист» и «Салют». Естественно, появилось и множество новых моделей, но их значительно меньше на просторах СНГ. Главной особенностью всех этих велосипедов является задняя втулка с «ножным» тормозом. В результате, вращая педали вперед — вы приводите велосипед в движение, если же вращаете назад, то — тормозите. Иногда можно встретить и дополнительный ручной тормоз. Причем на старых моделях ставился клещевой тормоз, а на новых уже устанавливают более современный вид — V-brake.

Также, к особенностям данного типа можно добавить наличие багажника. Очень многие, особенно в сельской местности, дополнительно устанавливают на него ящики и используют велосипед как полноценный транспорт. Перевозя при этом не только мешки с картошкой, но и строительные материалы — песок, щебень и т.д. В результате, спицы колес не выдерживают нагрузки и лопаются. Спереди, чтобы еще больше загрузить велосипед, устанавливают корзинки, либо передние багажники. Самый популярный размер колес на городских велосипедах составляет 28 дюймов или 622 мм. Однако, не менее популярными являются  и другие размеры. Такие как 20 дюймовые (406 мм), наглядным примером будут велосипеды с раскладными рамами, например, «Десна», «Аист» и «Украина». Причем на таких велосипедах катались (и до сих пор катаются) не только дети, но и их родители. На велосипедах «Салют» используется уникальный размер 37-533 мм. На более современных устанавливают 24 дюймовые или же 26 дюймовые колеса.

Преимущества городских велосипедов.

Основное преимущество городских велосипедов — это, минимальные затраты на их обслуживание. Поскольку, данные велосипеды имеют наименьшее количество деталей. Вдобавок, комплектующие довольно дешевые и найти новую запчасть не составит особого труда. В результате, ремонт не займет много времени и не потребует больших финансовых затрат. Также есть еще одно немаловажное преимущество — при падении велосипеда, зачастую, страдает лишь лакокрасочное покрытие. Если вам необходим компактный велосипед, то вам придет на помощь городской велосипед со складной рамой. Это позволит, перевозить велосипед даже в небольшом лифте и хранить его в небольшой кладовке.

Из дополнительных преимуществ можно отметить — прямую комфортную посадку велосипедиста. Седла на городских велосипедах устанавливают широкие и мягкие. Исключением, являются лишь любители кожаных советских седел (либо их аналогов), но только в плане «мягкости». В результате, сидеть велосипедисту довольно комфортно. Велосипедист при этом ездит с прямой спиной, а не в наклоне, как в горных или в шоссейных моделях.

Недостатки городских велосипедов.

К основным недостаткам можно отнести дешевые комплектующие с отвратительным качеством. В результате, их ресурс довольно небольшой. Однако, основная часть владельцев городских (и даже других типов) велосипедов не готова «вкладывать» в свой транспорт даже небольшие суммы.

Городские велосипеды, прежде всего, предназначены для поездок на небольшие расстояния. То есть, в основном, в пределах нескольких километров, к примеру, в магазин или на рынок в пределах вашего дома. Естественно, ездят и на несколько десятков км, однако такая поездка занимает слишком много времени и усилий. В результате, данный факт также можно отнести к минусам.

Основная масса городских велосипедов оснащена односкоростными задними втулками. Исключением являются модели с планетарной втулкой, однако к бюджетному сегменту, такие велосипеды не относятся. В результате, городские велосипеды имеют лишь одну скорость. Это также недостаток, поскольку заехать на горку на таком велосипеде гораздо сложнее, чем на многоскоростном. Многие меняют заднюю стандартную звезду (19 зубьев) и ставят звезду с большим количеством зубьев (20-26). При такой модернизации ездить становится легче, однако на горки велосипед по прежнему приходится закатывать.

Существуют городские многоскоростные модели. В основном, они имеют 26 дюймовые колеса и могут оснащаться 7-ю либо же 21 скоростями. В 7-ми скоростных моделях устанавливают задний переключатель, трещотку на 7 скоростей и переднюю манетку (ручку переключения). Таким образом, велосипедист может менять передаточное соотношение во время езды. Реже встречаются городские модели с 21 скоростью. При таком варианте добавляются еще передний переключатель, вместо правого шатуна с одной звездой устанавливают шатун с тремя звездами и устанавливают левую манетку. Многоскоростные городские велосипеды не имеют «ножного» тормоза. В результате, они как и горные модели имеют только ручные (ободные или дисковые) тормоза. Такие модели имеют такие же преимущества и недостатки, как и горные бюджетные велосипеды. Поэтому подробнее мы рассмотрим их чуть ниже.

Заключение по городским моделям

Во-первых, если вы не хотите тратить на велосипед много времени и вкладывать в него большие финансы, то этот тип именно для Вас! Любой велосипед требует периодического обслуживания и вложений. Однако, именно односкоростные городские модели наиболее «живучие» в этом плане. Минимум деталей — максимум простоты.

Во-вторых, этот тип прекрасно подойдет для тех, кто редко ездит и не имеет знаний и опыта по ремонту. Поскольку, отремонтировать или обслужить такой велосипед намного проще. Вдобавок, не нужно иметь специальный инструмент (как к примеру, для ремонта горных моделях).

В-третьих, городские велосипеды не подходят для скоростной или экстремальной езды. Прогулочная (неспешная) езда с комфортным седлом — это их «изюминка». Полноразмерные крылья велосипеда сделают поездку более приятной в дождливую или «грязную» погоду. Этим похвастаться горные велосипеды не могут.

Городские велосипеды имеют больший вес по сравнению с остальными, однако учитывая их назначение — это не является чем-то критическим. И, напоследок, купив односкоростной городской велосипед, не нужно его переделывать в многосткоростной. Это два разных типа, и каждый имеет свою особенность. Также не нужно делать из многоскоростного — односкоростной. Выбор делается изначально перед покупкой!

Горные велосипеды

В последние годы все большую популярность набирают так называемые «горные» велосипеды. Внешне они похожи с велосипедами, на которых катаются в экстремальных видах (даунхил, фрирайд…). Вдобавок, наклонная посадка велосипедиста практически такая же как у райдеров. Однако, на этом вся схожесть заканчивается. Горные бюджетные модели не созданы для экстремальной езды. Прогулочная езда в городских условиях, либо покатушки на природу — это «максимум» на что они способны.

Наибольшую популярность получили велосипеды с 26 дюймовыми колесами. Однако, модели с 27,5 и 29 дюймовыми колесами, начинают потихоньку догонять предшественников. Все бюджетные горные велосипеды имеют схожую комплектацию. И не важно какой бренд указан на раме велосипеда и какая модель велосипеда. Рамы имеют разнообразные формы и дизайн, имеют разный размер и разные материалы. В основном изготавливают их из стали или алюминиевого сплава. Многие велосипеды имеют амортизационную вилку, но есть и варианты с жесткими (ригидными) вилками. Несколько лет назад преимущественно были велосипеды с 18-ю скоростями, но сегодня преимущественно обладают 21 скоростные. Именно благодаря огромному кол-ву скоростей этот тип выбрался в лидеры продаж.

Ездить на таком велосипеде гораздо легче, чем на городском. Велосипедист даже без физической подготовки сможет заехать на довольно большую горку. Максимальная скорость также довольно высока. Кататься на них возможно даже на большие расстояния, и не важно по какой поверхности вы будете ехать. Вдобавок, этот вид имеет довольно красивый дизайн, тем самым сразу же покоряя сердца покупателей. Однако, также имеют как преимущества, так и существенные недостатки.

Преимущества горных велосипедов

Итак, основное их преимущество — это, наличие огромного количества скоростей. От 7 до 21 скоростей в бюджетном сегменте, если выбрать более дорогие модели, то количество скоростей может достичь 30. В результате, поездки становятся довольно легкими даже для пожилых людей.

Благодаря использованию алюминиевого сплава велосипеды становятся легче. Таким образом, человеку живущему на высоких этажах этот показатель будет наиболее важен. Также к преимуществам можно добавить наличие «амортизационной» вилки. Комфорт от таких вилок вы не получите, однако заехав в яму, вы не потеряется управление велосипедом и сохраните целостность переднего колеса. Частично она упрощает управление на неровностях. Но о ней, более подробно, мы остановимся в последующих частях.

Многие велосипеды оснащают дисковыми тормозами. С одной стороны — это преимущество, с другой недостаток. Преимуществом в данном случает является тот факт, что искривленный обод не влияет на работу дискового тормоза. Вдобавок, торможение остается на высоком уровне даже в мокрую погоду. Также и зимой, дисковые тормоза имеют преимущество по сравнению с ободными.

Недостатки горных велосипедов

Во-первых, недорогие комплектующие — это основной недостаток. В отличие, от городских моделей «хорошие» комплектующие для горных велосипедов обойдутся вам гораздо дороже. Иногда суммы комплектующих могут превысить стоимость самого велосипеда.

Во-вторых, такой вид велосипедов требует постоянного обслуживания. Народ привык к тому факту, что они ездили на советских велосипедах десятилетиями и максимум что делали, так это накачивали камеры. Но тут совсем по-другому, велосипед требует внимания к себе. Нужны теоретические и практические навыки по обслуживанию велосипеда, Вдобавок, необходим специальный инструмент. Так как, простых инструментов которые у вас есть в гараже или кладовке будет недостаточно. Конечно же, есть веломастерские, но далеко не все готовы платить еще и за ремонт. В результате, зачастую горные велосипеды, зачастую, становятся односкоростными и пылятся в гаражах или кладовках.

В-третьих, горным велосипедов необходимо правильно управлять. Есть определенные правила и особенности управления. В них нет ножного тормоза. В результате, чтобы затормозить необходимо нажать на рычаг тормозной ручки, которая находится на руле велосипеда. Есть левая и правая тормозная ручка и каждая отвечает за торможение «своего» колеса. То есть, левая ручка управляет торможением переднего колеса, правая — задним. Если неправильно затормозить (к примеру, нажать на левую ручку) можно повредить не только велосипед, но и покалечить себя. Также на руле есть манетки (ручки переключения передач), ими тоже необходимо правильно управлять. Таким образом, многие либо вообще их не используют, либо управляют ими неправильно, что приводит к поломке комплектующих и большему их износу.

В-четвертых, многие пытаются изменить посадку на велосипеде. На горных велосипедах устанавливаю узкие седла, многим это не нравится и они ставят широкие седла от городских моделей. Также не нравится наклонная посадка, в итоге меняют вынос и подымают тем самым высоту руля. Однако, это другой вид, и этот факт стоит учитывать.

Напоследок, можно добавить еще один нюанс. Падения на горном велосипеде приводят к значительным финансовым затратам. Особенно если велосипед упал на правую сторону, где находится его трансмиссия. Вдобавок, часто страдают моноблоки и тормозные ручки.

Заключение по горным бюджетным велосипедам

Итак, горный велосипед — это не игрушка. Это полноценное транспортное средство, со множеством деталей и своими нюансами. Он требует периодического обслуживания и определенных финансовых вложений. Если вы не готовы к этому, то лучше выберите городскую модель.

Не важно какого бренда (производителя) вы выбираете, все они делаются на одном заводе в Китае. В данном случае я говорю о бюджетных велосипедах. Рамы, как стальные, так и из алюминиевого сплава изготавливают на одном заводе. Отличие лишь во внешнем виде — покраске и надписях на них. Комплектующие также самые дешевые из Поднебесной. Даже если вы увидите надписи Shimano (японской компании, одного из лидеров по производству велозапчастей в мире), то далеко не факт, что это оригинал.

Более того, сборка таких велосипедов происходит уже непосредственно в тех городах, где находится сам бренд. Помните как бы не назывался велосипед, как бы не назывался бренд, производитель у них все один — Китай. Поскольку, все везется оттуда и собирается уже здесь. Кстати, сборка это тоже огромный минус данного сегмента. Такие велосипеды нужно в буквальном смысле «перебирать» полностью. Так как, часто они их системы не настроены, а комплектующие не смазаны.

В итоге, покупая новый бюджетный велосипед не стоит надеяться на его долгий срок эксплуатации. Необходимо вложить дополнительные средства в велосипед сразу же. Перебрав основные элементы самому, либо доверив это веломеханикам. Это увеличит срок эксплуатации велосипеда и позволит более комфортно на нем ездить. Но и тут есть свои нюансы, которые, более подробно, будут рассматриваться в дальнейших частях — по трансмиссии и системам торможения.

 

 

.

 

 

 

Выбор велосипеда. Часть 1 Вступление.
Выбор велосипеда. Часть 1 Вступление.
ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Выбор велосипедной рамы
Часть 3 — Выбор велосипедной рамы
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ